Аналитический доклад

V.1.1.2. Аналитический доклад о результатах деятельности Межрегионального отраслевого ресурсного центра (МОРЦ) «Авиастроение» по результатам мониторинга рынка значимых для отрасли современных образовательных технологий

за период 2010-2012 годы

Аналитический доклад о результатах деятельности Межрегионального отраслевого ресурсного центра (МОРЦ) «Авиастроение» по результатам мониторинга рынка значимых для отрасли современных образовательных технологий за период 2010-2012 годы

Казань, 2013


Оглавление

Определения …………………………………………………………………………………………….. 3

Пояснительная записка ……………………………………………………………………………..5

I. Общие положения. 7

II. Перечень реализуемых программ образовательных учреждений НПО, СПО, ВПО и ДПО — участников сетевого взаимодействия на базе МОРЦ «Авиастроение»………………………………………………………………….12

III. Результаты мониторинга требований профессиональных стандартов и квалификационных характеристик, требований ФГОС……………………………………………………………………….…….23

IV. Результаты мониторинга требований работодателей к содержанию программ обучения по наиболее востребованным специальностям в отрасли, условиям и технологиям их совместной реализации и образовательным результатам — профессиональным компетенциям специалистов…………………………………………………………………………………..29

V. Результаты мониторинга рынка производимого современного учебно-производственного оборудования, в т.ч. уникального, необходимого для обеспечения образовательного процесса в целях подготовки кадров для нужд отрасли……………………………………………………………………………50

VI. Телекоммуникационные средства сетевого взаимодействия……………117

VII. Механизмы сетевого взаимодействия. 118

VIII. Механизм создания нового учебного контента. 126

IX. Организация образовательного процесса. 127

X. Основные результаты деятельности МОРЦ…………….…………………128

XI Список рассылки аналитического доклада…………………….…………138

Список использованных источников………………………………………….139

 

 

 


Обозначения и сокращения

ВПО – высшее профессиональное образование

СПО – среднее профессиональное образование

НПО – начальное профессиональное образование

ОУ – образовательное учреждение

ОУ ПО – образовательное учреждение профессионального образования

ООП – основная образовательная программа

ОПОП – основная профессиональная образовательная программа

НКС – национальная квалификационная структура

НРК – национальная рамка квалификаций

ОРК – отраслевая рамка квалификаций

ПС – профессиональный стандарт

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

 

Определения

 

Должностные обязанности – совокупность функций, направленных на достижение производственных целей, обязательных для выполнения в рамках функций определенной должности.

Знания – информация, которой обладает человек в определенных областях деятельности.

Квалификация – готовность к выполнению определенного вида трудовой деятельности, подтвержденная официальным признанием (в виде диплома, сертификата и др.).

Квалификационный уровень – группа квалификаций, имеющих сходные характеристики, установленные национальной (отраслевой) рамкой квалификаций.

Компетенция – готовность применять знания, умения и практический опыт для успешного выполнения трудовой(ых) функции(ий).

Компетентность – совокупность освоенных компетенций, умений и знаний.

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации – документ, содержащий обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России; используется в качестве инструмента сопряжения сфер труда и образования;

Профессия – (лат. Professio – официально указанное занятие, от profiteer – объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий наличия определенных знаний, умений и навыков и являющийся источником существования.

Профессиональный стандарт (ПС)– нормативный документ, который отражает минимально необходимые требования к профессии по квалификационным уровням и компетенциям с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ. Требования включают в себя, наряду с другими данными, перечень конкретных должностных обязанностей, рассматриваемых с точки зрения конкретных знаний, умений и навыков, необходимых работнику для реализации трудовых функций в границах его компетентности.

Профессиональный стандарт – многофункциональный нормативный документ, описывающий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) содержание трудовых функций специалиста и необходимых для их выполнения компетенций по различным квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда. Структурно состоит из описаний видов трудовой деятельности. Уровни профессиональных стандартов: международный, национальный, отраслевой, организаций.

Сертификация – процесс, посредством которого подтверждается соответствие уровня квалификации и компетенции работника требованиям профессионального стандарта по виду экономической деятельности.

Квалификационный сертификат – документ, выдаваемый уполномоченным органом, подтверждающий наличие у человека квалификации, необходимой для осуществления определенного вида трудовой деятельности;

Система сертификации персонала – совокупность порядка, процедур, организационной структуры, системы менеджмента (включая мероприятия по поддержке), позволяющие осуществлять процесс сертификации, завершающийся выдачей сертификата квалификационного сертификата.

Сфера профессиональной деятельности – специфическая область трудовой деятельности, сформированная по общности орудий труда, технологий и результатов деятельности.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Умение – способность работника выполнять трудовые действия и операции, основанная на знаниях и опыте.

Результаты обучения – это набор знаний, умений и/или компетенций, освоенных человеком, которые он/они может продемонстрировать по завершении обучения. Формулировка результатов обучения показывает, что обучающийся должен знать, понимать и делать по завершении обучения.

 

Пояснительная записка

Настоящее исследования выполнено в рамках государственного контракта от 29.08.2011г. №12.Р20.11.0008 на выполнение работ по проекту «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в приоритетных отраслях экономики на базе ресурсных центров» по лоту 14 «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области авиационной и космической промышленности на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра» в рамках задачи 2 «Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда» мероприятия 4 «Поддержка развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 6.

Цель мониторинга рынка современных значимых для отрасли образовательных технологий: информационное обеспечение управления процессами разработки и реализации сетевых образовательных программ на базе Межрегионального отраслевого ресурсного центра (МОРЦ) «Авиастроение».

Предмет мониторинга: требования заинтересованных сторон, прежде всего, работодателей, к результатам, процессу и условиям реализации программ подготовки современных специалистов в области авиационной и космической промышленности.

Объекты мониторинга:

– профессиональные стандарты и квалификационные характеристики, требования ФГОС начального, среднего и высшего профессионального образования по направлениям подготовки, специальностям и профессиям;

– требования работодателей к содержанию программ обучения по наиболее востребованным специальностям в отрасли, условиям и технологиям их совместной реализации, и образовательным результатам – профессиональным компетенциям специалистов;

– рынок производимого современного учебно-производственного оборудования, в том числе уникального, необходимого для обеспечения образоательного процесса в целях подготовки кадров для нужд отрасли;

– образовательные программы, реализуемые профильными образовательными учреждениями НПО, СПО, ВПО, ДПО – участниками сетевого взаимодействия на базе МОРЦ) «Авиастроение», осуществляющими подготовку кадров в области авиационной и космической промышленности.

Поскольку в задачи проекта входит создание и развитие институционального механизма мониторинга рынка значимых для отрасли образовательных технологий, при проведении мониторинга также решалась задача отладки и совершенствования его модели, методов и инструментария.

Область применения результатов:

– управление процессами разработки и реализации сетевых образовательных программ на базе МОРЦ «Авиастроение;

– совершенствование и распространение системы мониторинга, требований работодателей к содержанию программ обучения по наиболее востребованным специальностям в отрасли, условиям и технологиям их совместной реализации, и образовательным результатам – профессиональным компетенциям специалистов.

 

I.               Общие положения

Межрегиональный отраслевой ресурсный центр «Авиастроение» создан в соответствии с Соглашением о создании Межрегионального отраслевого центра от 07.09.2011г. как структурном подразделении КНИТУ-КАИ. Учредителями МОРЦ «Авиастроение» стали: КНИТУ-КАИ, Казанский авиационно-технический колледж им. П.В. Дементьева, Профессиональный лицей №123 (г.Казань).

Созданию МОРЦ «Авиастроение» предшествовало:

- создание в 2008 году Учебно-научного инновационного комплекса (УНИК) «Авиастроение»;

- создание в 2008-2011 гг. научно-образовательного кластера в авиастроительной отрасли Республики Татарстан, который официально оформлен постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №311 от 22.04.2011 года.

Работа УНИК «Авиастроение» строилась на основе двусторонних договоров о партнерстве между членами УНИК, предусматривающих проведение совместных работ в области профессионального образования, повышения квалификации, организации совместных научных исследований в соответствии с целями и задачами объединения.

Работа научно-образовательного кластера строится на основе «Положения о Координационном совете научно-образовательного кластера государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный технический университет им. А.Н.Туполева» (Приложение к Постановлению КМ РТ №311 от 22.04.2011).

Координационный совет научно-образовательного кластера государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный технический университет им. А.Н.Туполева» (далее – Координационный совет) является органом общественного управления, объединяющим участников научно-образовательного кластера государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный технический университет им.А.Н. Туполева». Основными задачами Координационного совета являются:

- определение стратегии развития научно-образовательного кластера;

- определение ключевых направлений развития научно-образовательного кластера;

- стратегическое планирование, утверждение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов деятельности научно-образовательного кластера.

Полномочия и функции Координационного совета остаточно широки и включают, в том числе, и мониторинг подготовки кадров для авиационной отрасли по самому широкому кругу вопросов. Полномочия Координационного совета:

1. Вносить в Кабинет Министров Республики Татарстан предложения об изменении состава научно-образовательного кластера;

2. Утверждать положение и состав административной группы научно-образовательного кластера – органа оперативного управления деятельностью научно-образовательного кластера;

3. Участвовать в прогнозировании потребности республики в специалистах в сфере машиностроения;

4. Участвовать в согласовании сквозных (преемственных) образовательных программ, обеспечивающих многоуровневую подготовку специалистов в сфере машиностроения;

5. Организовывать профориентационные занятия по сквозным образовательным программам в рамках научно-образовательного кластера;

6. Разрабатывать комплекс мер, направленных на содействие трудоустройству молодых специалистов в сфере машиностроения;

7. Разрабатывать предложения по совершенствованию нормативной базы системы непрерывного образования;

8. Разрабатывать и реализовывать инновационные образовательные модули, учебные программы в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в сфере машиностроения;

9. Содействовать организации конкурсов профессионального мастерства, иных интеллектуальных и творческих конкурсов, направленных на поддержку обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

10. Содействовать привлечению финансовых средств для развития научно-образовательного кластера;

11. Содействовать в строительстве объектов учебного, научного и социально-бытового назначения, приобретении оборудования, материалов, средств вычислительной и организационной техники, необходимых для организации учебного процесса и проведения научных исследований научно-образовательного кластера;

12. Оказывать широкую общественную поддержку деятельности научно-образовательного кластера, пропагандировать результаты его научной, практической и иной общественно-полезной деятельности;

13. Координировать и планировать совместную деятельность участников научно-образовательного кластера, осуществлять контроль деятельности административной группынаучно-образовательного кластера и результатов выполнения плановых мероприятий.

Таким образом, УНИК «Авиастроение» и научно-образовательный кластер стали базой, ядром Межрегионального отраслевого ресурсного центра «Авиастроение». В их состав наряду с КНИТУ-КАИ, КАТК им. П.В.Дементьева и ПЛ №123 вошли: ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова», ОАО «КМПО», ОАО «КВЗ», КФ КБ ОАО «Туполев».

В соответствии с Положением о МОРЦ основными функциями МОРЦ «Авиастроение» являются:

-                сбор и обработка информации об образовательных ресурсах образовательных учреждений, ведущих подготовку специалистов для предприятий авиакосмической промышленности;

-               сбор и обработка информации о требованиях предприятий-работодателей по номенклатуре и качеству подготовки специалистов;

-               разработка сетевых образовательных программ подготовки и повышения квалификации специалистов, соответствующих потребностям предприятий-работодателей и ФГОС-III;

-               разработка электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) к разработанным программам основного и дополнительного профессионального образования;

-               разработка программ повышения квалификации ППС и мастеров производственного обучения по новым учебным и производственным технологиям;

-               организация обучения студентов, специалистов и ППС по разработанным программам подготовки и повышения квалификации.

В процессе разработки программ образовательные учреждения и предприятия-работодатели тесно взаимодействуют в формировании контента образовательных программ, их общественно-профессиональной экспертизе и апробации.

При этом организация внутрисетевого взаимодействия образовательных учреждений и межведомственного взаимодействия сети учреждений НПО, СПО и предприятий-работодателей является ключевым направлением модернизации системы.

Для организационно-технологического и информационного обеспечения реализации этих функций строится система мониторинга МОРЦ, включающая в структуре МОРЦ отдел (службу) мониторинга, оснащенный современными программно-техническими средствами.

Участниками системы мониторинга являются:

-                предприятия-работодатели, объединения предприятий-работодателей в которые входят предприятия авиационной и космической отраслей промышленности;

-                образовательные учреждения НПО, СПО, ВПО ведущие подготовку специалистов для авиакосмической промышленности по наиболее востребованным специальностям и программам подготовки;

-                региональные органы управления образованием;

-                региональные службы занятости.

Предприятия-работодатели — выдвигают требования по номенклатуре и содержанию образовательных программ или новых актуальных компетенций к имеющимся программам, проводят экспертизу разработанных программ, участвуют в их апробации и формируют целевой набор на подготовку специалистов.

Образовательные учреждения, по требованиям и пожеланиям предприятий-работодателей разрабатывают новые учебные планы, учебные программы основного и дополнительного образования с соответствующим учебно-методическим обеспечением, согласуют их с предприятиями-работодателями, проводят апробацию, корректируют их, согласно полученными замечаниям и реализуют разработанные образовательные программы.

 

II. Перечень реализуемых программ образовательных учреждений НПО, СПО, ВПО и ДПО — участников сетевого взаимодействия на базе МОРЦ «Авиастроение».

Список образовательных учреждений – учредителей МОРЦ, участников МОРЦ с реализуемыми на их базе образовательными программами НПО и СПО в интересах авиакосмической промышленности, предприятий-работодателей, участвующих в системе мониторинга МОРЦ «Авиастроение» приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

№ п.п.

Образовательное учреждение

Реализуемые образовательные программы НПО, СПО а интересах авиакосмической промышленности

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ» 151901 Технология машиностроения

230111 Компьютерные сети

230113 Компьютерные системы и комплексы

230115 Программирование в компьютерных системах

230401 Информационные системы (по отраслям)

2 Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Казанский авиационно-технический колледж имени П.В. Дементьева» 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям);

160108 Производство летательных аппаратов;

151901 Технология машиностроения;

230113 Компьютерные системы и комплексы

3 Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Таганрогский авиационный колледж имени В.М. Петлякова» 160108 Производство летательных аппаратов;

151901 Технология машиностроения;

221413 Техническое регулирование и управление качеством;

230115 Программирование в компьютерных системах

4 Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Марий Эл «Марийский радиомеханический техникум» 230115 Программирование в компьютерных системах;

230111 Компьютерные сети;

230701 Прикладная информатика (по отраслям);

090305 Информационная безопасность автоматизированных систем;

151901 Технология машиностроения;

210413 Радиоаппаратостроение;

190625 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)

5 Государственное бюджетное образовательное  учреждение среднего профессионального образования «Нижегородский авиационный технический колледж» 160108 «Производство летательных аппаратов»;

151901 «Технология машиностроения»;

150412 «Обработка металлов давлением»;

150415 «Сварочное производство»;

6 Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ульяновский авиационный колледж» 160108  Производство летательных аппаратов,

151901 Технология машиностроения,

210420 Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования,

230113  Компьютерные системы и комплексы

7 Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Луховицкий авиационный техникум» 151001 Технология машиностроения;

140613 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования;

160203 Производство летательных аппаратов; 230103 Информационные системы

8 Государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Воронежской области «Воронежский авиационный техникум имени В.П.Чкалова» 151901 Технология машиностроения;

220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям); 160108 Производство летательных аппаратов;

230111 Компьютерные сети;

210420 Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования

9 Областное государственное образовательное учреждение среднего-профессионального образования Иркутской области “Иркутский авиационный техникум” 230113 “Компьютерные системы и комплексы”;

230115 “Программирование в компьютерных системах”;

160108 “Производство летательных аппаратов”;

151901 “Технология машиностроения”

10 Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова» 150406 Литейное производство черных и цветных металлов;

151901 Технология машиностроения; 160706 Производство авиационных двигателей;

200105 Авиационные приборы и комплексы;

200111 Радиоэлектронные приборные устройства;

230113 Компьютерные системы и комплексы;

230701 Прикладная информатика
(по отраслям);

221413 Техническое регулирование и управление качеством;

11 Авиационный техникум федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)» 151001 Технология машиностроения;

160203 Производство летательных аппаратов;

160305 Производство авиационных двигателей;

270108 Изготовление металлических констркуций;

270116 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий;

230111 Компьютерные системы и комплексы;

190701 Организация перевозок и управление на транспорте (на воздушном транспорте)

12 Областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Смоленский промышленно-экономический колледж». 090905 Организация и технология защиты информации;

140101 Тепловые электрические станции;

151901 Технология машиностроения;

230115 Программирование в компьютерных системах;                          200105 Авиационные приборы и комплексы;

150408 Металловедение и термическая обработка металлов;

200111 Радиоэлектронные приборные устройства;

230113 Компьютерные системы и комплексы;

13 Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Удмуртской Республики «Сарапульский техникум машиностроения и информационных технологий» 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования;

151901 Технология машиностроения;

230401 Информационные системы (по отраслям);

230111 Компьютерные сети;

14 Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Уфимский авиационный техникум» 151901 Технология машиностроения;

160706 Производство авиационных двигателей;

210414 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники; 230701 Прикладная информатика;

15 Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Владимирский авиамеханический колледж» 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям);

151901 «Технология машиностроения»;

230115 Программирование в компьютерных системах;

230113 Компьютерные системы и комплексы

16 Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Улан-Удэнский инженерно-педагогический колледж» 160203 Производство летательных аппаратов;

160108 Производство летательных аппаратов;

13055 Контролер сборочно-монтажных и ремонтных работ;

18183 Сборщик-клепальщик;

151001 «Технология машиностроения»;

151901 «Технология машиностроения»;

16045 Оператор станков с программным управлением;

18452 Слесарь-инструментальщик;

18809 Станочник широкого профиля;

19163 Токарь-расточник;

19479 Фрезеровщик;

190625 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного);

18590 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования

В рамках предыдущих этапов ГК под руководством МОРЦ «Авиастроение» разработаны, прошли экспертизу и в настоящее время реализуются следующие сетевые образовательные программы:

Дополнительные профессиональные образовательные программы:

  1. Автоматизированный контроль изделий авиационной промышленности.
  2. Организация безопасности труда на производственном участке.
  3. Технологии бережливого производства (ДПОП ПК).
  4. Автоматизированная подготовка производства (ДПОП ПК).
  5. Автоматизированное проектирование конструкторской документации в среде КОМПАС 3D.

2012 г.

  1. Технология и организация работ по изготовлению электрожгутов.
  2. Измерительные системы в производстве.
  3. Автоматизированная подготовка конструкторской и технологической документации.
  4. Выполнение работ по профессии 19756 «Электрогазосварщик».
  5. Микропроцессоры и микропроцессорные системы.
  6. Методы и средства защиты компьютерной информации.
  7. Техническая подготовка производства в NX.

 

 

Основные профессиональные образовательные программы НПО/СПО

п/п

код

Наименование профессии НПО, специальности СПО

150415 Сварочное производство
151901 Технология машиностроения
160108 Производство летательных аппаратов (углубленная подготовка)
160108.04 Электромонтажник авиационной техники
160706 Производство авиационных двигателей
230111 Компьютерные сети

 

К выполнению работ  (оказанию услуг) по V этапу ГК были привлечены следующие специалисты отрасли и представители образовательных учреждений:

- 40 человек – разработчики программ обучения для подготовки специалистов технической направленности в рамках стратегических и приоритетных отраслей развития промышленности, использующих ресурсы сети образовательных учреждений на базе ресурсного центра, включая представителей ведущих компаний-работодателей и образовательных учреждений отрасли;

- 26 человек – представители предприятий-работодателей отрасли (проведение экспертизы разработанных сетевых образовательных программ);

- 5 экспертов от региональных органов управления образованием;

- 15 руководителей учреждений профессионального образования (согласование разработанных программ повышения квалификации для преподавателей сети образовательных учреждений на базе ресурсного центра и списка слушателей по данным программам);

- 4 эксперта — представители государственных учреждений в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России для экспертизы учебных материалов профессионального образования (приказ Минобрнауки России от 15 января 2007 г. №10 «О рецензировании учебных изданий, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»).

Таблица 2

№ п/п Предприятия-работодатели и их объединений, участвующих в системе мониторинга МОРЦ «Авиастроение»
ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»
ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой»
ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»
ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина»
ОАО «Воронежское акционерное самолётостроительное общество»
ОАО «Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова»
ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А. Гагарина»
ОАО «Межгосударственная авиастроительная компания «Ильюшин»
ЗАО «Авиастар-СП»
ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут»
ОАО «ОКБ Сухого»
ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова»
ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева»
ОАО «Российская самолетостроительная корпорация»
ОАО «Туполев»

Помимо представленных выше предприятий авиационной отрасли партнерами КНИТУ-КАИ являются ОАО«Концерн тракторные заводы», ОАО «Авиаприборостроительный концерн», ОАО «Концерн радиотехнологии», ОАО «Агротехника», ОАО «КАМАЗ»,ОАО «Казанский вертолетный завод»,ОАО «Солерс»,  ОАО Нижегородский авиационный завод «Сокол» г. Нижний Новгород, ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения»,ОАО «Научно-производственный комплекс «ЭЛАРА» им. Г.А.Ильенко», «Российский Федеральный Ядерный Центр» г. Саров, ОАО «ПО ЕлАЗ», ОАО «Гидромаш» г. Нижний Новгород, ОАО «ПО «Теплообменник» г. Нижний Новгород, ОАО «Казанский завод «Электроприбор», ОАО «Казанский электротехнический завод, ОАО «Элекон», КНПП «Вертолеты-МИ», ООО «КЭР-Холдинг», ОАО «Ульяновское Конструкторское Бюро Приборостроение», ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, ОАО ИСС им. Решетнева (г. Красноярск), ОАО «Пермские моторы», и др.

Органы управления образованием оказывают научно-методическую помощь разработчикам программ, обеспечивают учреждения профессионального образования необходимыми статистическими и информационными данными, участвуют в экспертизе разработанных программ и распространении положительного опыта, моделей взаимодействия и разработанных программ на другие отрасли экономики.

Службы занятости ведут прогнозно-аналитическую деятельность по изучению конъюнктуры отраслевого рынка труда, предоставляют информацию о количественных потребностях по специальностям, востребованным на предприятиях отрасли, формируют государственный заказ на целевую подготовку специалистов и повышение квалификации.

В рамках ресурсного центра проводится работа по реализации механизма постоянного мониторинга разработки и реализации значимых для отрасли образовательных программ, включающего:

-               мониторинг образовательных учреждений, ведущих подготовку специалистов для отрасли и перечня образовательных программ, значимых для авиакосмической отрасли;

-               мониторинг требований профессиональных стандартов и квалификационных характеристик, требований ФГОС (по мере их появления, пока их нет);

-               мониторинг требований работодателей к содержанию программ обучения по наиболее востребованным специальностям в отрасли, условиям и технологиям их совместной реализации и результатам (по мере появления необходимости, но не реже двух раз в год);

-               мониторинг рынка производимого современного учебно-производственного оборудования, в т.ч. уникального, необходимого для обеспечения образовательного процесса по разработанным программам в целях подготовки кадров для нужд предприятий авиакосмической отрасли (непрерывно, по мере появления);

-               маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг и рынке труда, прогнозирование потребности в кадрах;

-               разработку и реализацию программ профильными образовательными учреждениями НПО, СПО, ВПО, ДПО.

Мониторинг обеспечивает всех заинтересованных участников образовательного процесса, в том числе работодателей, Министерство образования и науки, Управление  Федеральной государственной службы занятости населения информацией о качестве, условиях и результатах функционирования образовательной системы.

Для работы по мониторингу ресурсный центр имеет право:

-               формировать временные коллективы для реализации задач мониторинга в области новых образовательных технологий;

-               сформировать пакет прикладных материалов, обеспечивающих технологический процесс мониторинга;

-               разработать механизм информирования участников мониторинга о результатах мониторинговых исследований;

-               разрабатывать и применять инфо-коммуникационные технологии (ИКТ) сбора, обобщения, классификации и анализа информации;

-               определять форматы собираемой информации и технологии её использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений.

Система мониторинга обеспечивает формирование единого информационного образовательного пространства (Единая образовательная среда — ЕОС) для реализации сетевого взаимодействия профильных образовательных учреждений и предприятий отрасли в вопросах организации подготовки кадров по гибким (модульным) сетевым образовательным программам.

Система мониторинга – централизованная: от организационно-технологического отдела МОРЦ (отдела мониторинга) к образовательным учреждениям, предприятиями — работодателям, объединениям работодателей.

 

III. Результаты мониторинга требований профессиональных стандартов и квалификационных характеристик, требований ФГОС

Назначение и объекты мониторинга

Качество образования начинается с точности выбора цели. Если человека обучают не тому, что нужно, то исправить ситуацию путем внедрения в образование новых технологий невозможно.

Экономические проблемы конца XX – начала XXI века привели к тому, что российская система профессионального образования попала в ситуацию целевого кризиса: рынок труда практически распался, профессиональное образование готовило кадры, невостребованные слабеющей экономикой. Для того чтобы выжить, образовательные учреждения профессионального образования сосредоточились на выполнении функции социализации, переориентировались на потребности абитуриентов и их родителей.

Решение задач модернизации и технологического развития экономики России требует перехода системы профессионального образования от ориентации исключительно на свои внутренние ценности к ориентации на потребности рынка труда.

Проектирование новых целей образования невозможно на основе сложившейся технологии целеполагания, поскольку она позволяет отразить требования ограниченного числа заказчиков. Источником целей образования не могут выступать внутренние потребности и интересы научно-педагогического сообщества, ибо в результате образование теряет связь с региональной и местной экономикой, цели приобретают оттенок субъективизма, а образовательные потребности обучающихся остаются не артикулированными. Чтобы такого не происходило, необходимо создание и использование новых, демократических механизмов образовательного целеполагания, обеспечивающих учет требований всех заинтересованных сторон. Необходимое условие обеспечения качества профессионального образования – включение в процесс постановки целей и оценивания результатов организаций и объединений работодателей.[1]

Принципиально возможны два механизма ориентации образовательных программ на требования работодателей: непосредственное и опосредованное участие экспертов – представителей объединений и организаций работодателей в их разработке. Функцию посредника во втором случае выполняют квалификационные характеристики, представленные в различных документах:

– Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) и должностных инструкциях организаций, разработанных на основе данного справочника;

– Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД) и должностных инструкциях организаций, разработанных на основе данного справочника;

– профессиональных стандартах (национальных и корпоративных);

– Национальной рамке квалификаций Российской Федерации (НРК РФ).

– Федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования (ФГОС ПО), разделы «Характеристика профессиональной деятельности выпускников» и «Требования к результатам освоения образовательных программ».

Данные документы и выступают объектом мониторинга.

Результаты мониторинга требований к квалификациям, зафиксированным в ЕКСД и ЕТКС.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД) и Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), являются в настоящее время одними из основных нормативных документов, определяющих требования к профессиональным квалификациям работников. Эти документы разработаны специалистами научно-исследовательских и/или нормативно-исследовательских организаций, прошли согласование в профильных министерствах и утверждены постановлениями Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

В соответствие с Трудовым кодексом РФ (действующая редакция, ст. 57), «если … с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации».

Кроме этого в статье  143 сказано, что «тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда». При тарифной системе оплаты труда «тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

При обращении к справочникам как к источникам информации о требованиях к профессиональным квалификациям при разработке профессиональных образовательных программ необходимо учитывать возможности и ограничения данных документов.

ЕКСД создавался для «регулирования трудовых отношений, обеспечения эффективной системы управления персоналом на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики (независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности)». Описание профессиональной деятельности в ЕКСД структурировано по разделам: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Требования к квалификации».

Речь об использовании данного документа для формирования программ профессионального образования и обучения, проведения оценки и сертификации квалификаций никогда не велась. Представленная в справочнике информация является весьма обобщенной, требования к уровню квалификации имеют формальный характер, опираются на уровень образования и/или срок (продолжительность) нахождения в должности, что значительно ограничивает возможность использования ЕКСД в качестве источника информации о требованиях к профессиональным квалификациям при формировании современных программ профессионального образования.

ЕТКС, в отличие от ЕКСД представляет основу для «составления программ по подготовке и повышению квалификации рабочих в системе профессионально-технического образования и непосредственно на производстве». Тарифно-квалификационные характеристики рабочих по разрядам включают описание деятельности («Характер работ»), необходимых знаний («Должен знать»), а в некоторых случаях и примеры работ. Они содержат более развернутую, по сравнению с ЕКСД, характеристику деятельности, однако в большинстве своем данные справочники давно не пересматривались и не отражают современных требований к профессиональной деятельности.

Описание и анализ Национальной рамки квалификаций Российской Федерации

Национальная рамка квалификаций (НРК)[2] является документом нового типа в системе квалификаций Российской Федерации. Она содержит обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России и используется в качестве инструмента сопряжения сфер труда и образования.

НРК предназначена для различных групп пользователей (органов власти Российской Федерации, в т.ч. осуществляющих государственное управление в сфере образования, социального и экономического развития, труда и защиты прав потребителей и др., объединений работодателей, профсоюзов, предприятий, образовательных организаций, граждан) и применяется:

– для планирования различных траекторий образования, ведущих к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту[3];

– при создании отраслевых квалификационных систем[4];

– для обеспечения межотраслевой сопоставимости квалификационных уровней в целях формирования единой регулируемой системы квалификаций[5];

– для международной сопоставимости квалификаций, документов об образовании в целях обеспечения сопоставимости и мобильности граждан разных государств;

– для описания с единых позиций требований к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования, процедур оценки результатов образования, оценки и сертификации квалификаций, формировании системы сертификатов[6]

НРК РФ включает описание 9-ти квалификационных уровней, различающихся по показателям «широта полномочий и ответственность», «сложность деятельности», «наукоемкость деятельности». Если сопоставить квалификационные уровни с возможными путями их достижения, также представленными в НРК, получим описание квалификационных уровней и возможных путей достижения квалификации соответствующего уровня.

Авиационная и космическая промышленность относятся к числу сложных и наукоемких отраслей с высокой степенью ответственности, поэтому более востребованными в данной области профессиональной деятельности будут высококвалифицированные кадры, имеющие профессиональное образование.

НРК – основа разработки отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов, ФГОС.

В то же время данный документ может служить ориентиром для руководителей образовательных учреждений, преподавателей и обучающихся, поскольку он отражает общие требования к уровню квалификации. И руководители, и педагоги, и обучающиеся могут оценить соответствие своего уровня квалификации и/или уровня квалификации подчиненных и выпускников необходимому для выполнения соответствующей деятельности, при необходимости перестроить образовательный процесс.

 

IV. Результаты мониторинга требований работодателей к содержанию программ обучения по наиболее востребованным специальностям в отрасли, условиям и технологиям их совместной реализации и образовательным результатам – профессиональным компетенциям специалистов.

Цель исследования: информационное обеспечение разработки и реализации сетевых программ подготовки и повышения квалификации по наиболее востребованным в отрасли специальностям с учетом требований работодателей к содержанию программ, условиям и технологиям их совместной реализации, и образовательным результатам – профессиональным компетенциям специалистов.

Результаты мониторинга в этой области составили данные, согласованные с одним из основных работодателей отрасли – ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» в соответствии с официальным письмом № 1274 от 02.04.2012г. «О формировании требований к образовательным программам».



[1] В настоящее время это закреплено в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Постановлениях Правительства Российской Федерации № 1015 от 24 декабря 2008 г. «Об утверждении правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» и № 142 от 24 февраля 2009 года «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов.

[2] http://www.nark-rspp.ru/index.php/lang-ru/national-qualification-frame.html.

[3] Путем соотнесения личных потребностей и возможностей граждан с дескрипторами квалификационных уровней Национальной рамки и путями достижения этих уровней.

[4] Путем конкретизации, изменения дескрипторов НРК и/или введения дополнительных показателей и подуровней.

[5] Путем соотнесения дескрипторов квалификационных уровней отраслевых рамок квалификаций с национальной рамкой.

[6] Путем дальнейшей детализации дескрипторов Национальной рамки в соответствии со спецификой вида экономической деятельности, профессии, специальности и т.д.